Коклюшечное кружево подсказанное природой

Коклюшечное кружево подсказанное природой

22.12.10 14:00


К середине 19 века коклюшечное кружевоплетение сформировалось как народный художественный промысел. Огромные пространства России и затрудненность коммуникаций способствовали консервации художественных промыслов, формированию нескольких центров коклюшечного кружевоплетения со своими особенностями узоров, приемов работы, цвета.

Например, в Центральной России получили развитие Михайловский, Cкопинский(Рязанская губ.), Елецкий (Орловская губ.), Белевский (Тульская губ.), Калужский (Калужская губ.), Торжокский(Тверская губ.) центры кружевоплетения. На северо- востоке России развивается центр Вологодского кружевоплетения (Вологодская губ.). В Поволжье выделялись Балахнинское (Нижегородская губ.) и Кукарское (Вятская губ.).

Кружевные украшения сначала использовали представители зажиточных слоев населения – дворяне, купечество, мещане. Но вскоре оно стало широко применяться и в крестьянской среде. Оно не только украшало быт крестьян, но и служило средством для дополнительного заработка.

В основном кружевоплетением занимались женщины. Оно не требовало специальных помещений и громоздкого оборудования. Сырье, нитки были доступны. В кружеве, равно как и в деревянном зодчестве, вышивке, бытовой резьбе, воплотились вкус и мастерство народа. Одинаковость предметов украшаемых кружевом возмещалась разнообразием вплетенных коклюшками узоров, придававших неповторимый облик каждой вещи.

Искусству кружевоплетения свойственны все особенности народного творчества и свои специфические черты и приемы, выработанные многими поколениями кружевниц. Они бережно хранили все ценное и нужное, отбрасывали случайное и несовершенное. Так со временем рождалась та удивительная гармония содержания и формы орнамента и средств его воплощения, которая восхищает нас в любом произведении коклюшечного кружева.

Неосознанно народные мастера были поэтами. Они наблюдали природу, знали каждое дерево, куст, цветок и переносили их в свои кружева. Наряду с растительным орнаментом в каждом центре кружевоплетения были свои предпочтения при составлении узора. Например, рязанские кружевницы часто в своих узорах выплетали птиц-пав, двуглавых орлов, а галичские – птиц, деревья, двуглавых орлов. Кружевоплетение, как любой вид народного творчества развивается постепенно меняясь. В наше время кружевницы вносят в произведения свое видение мира и окружающей природы, бережно сохраняя систему приемов и форм, созданных предыдущими поколениями.

Современные способы обмена информацией: интернет, литература, телевидение, видео, способствуют тому, что коклюшечное кружевоплетение вышло далеко за пределы своих традиционных центров. Это открывает новые возможности для любителей этого вида рукоделия. Стало возможным ближе познакомиться с историей и особенностями пленения кружев на коклюшках, воплотить свои творческие способности в кружеве, подсказанном природой.

© Уткина Н.С. 2010-2013

При перепечатке материалов сайта, ссылка обязательна

Персональный сайт на joomla! от css-time.com