Коклюшечное кружево подсказанное природой

Из истории коклюшечного кружева в России

22.06.11 11:34


Последнее время я стала интересовать историй коклюшечного кружевоплетения. Информации по этой теме крайне мало, но меня это так увлекло, что я все же основательно покопалась в литературе. В результате появилось на свет несколько статей. И так, представлю первую статью.

Коклюшечное кружево получило свое начало в 16 веке в Генуе. Быстро распространившись по всей Италии, оно пришло в Испанию, Нидерланды, Германию, Швецию. Позднее оно стало популярным у славянских народов, в Южной Америке и на Востоке.

В Россию, как вид рукоделия, коклюшечное кружево пришло из Западной Европы в начале 17 века. Это было «металлическое», тяжелое кружево, сплетенное из золотых и серебряных нитей.

Золотая и серебряная нити так же завозились из Европы. Орнамент кружева был простой и не сложный, геометрический. И оценивалось кружево не по красоте и сложности орнамента, а по весу. Такое кружево прекрасно гармонировало с тяжелыми тканями, украшенными золотым и серебряным шитьем и жемчугом. Все это великолепие могла позволить себе только высшая знать, так как оно стоило очень дорого. До 18 века кружево было признаком роскоши. Но постепенно при изготовлении кружев золотые и серебряные нити начали заменять более дешевыми материалами: медными посеребренными и позолоченными нитями, льняной пряжей.

Кружево становится легким, более дешевым и доступным для многих слоев населения.

Сначала кружево появляется в одежде горожан Петербурга, Москвы и др. городов России. И чуть позже кружевные украшения получили распространение в одежде и быту крестьян. Коклюшечное кружевоплетение в крестьянском быту не было простым времяпровождением долгими зимними вечерами. Для крестьян многих территорий европейской части России кружевоплетение стало дополнительным заработком. Часто к изготовлению кружев присоединялась вся семья. Кружевоплетению обучали с раннего возраста , 5-7 лет, не только девочек, но иногда и мальчиков. Этот вид ремесла не требовал каких-либо особых помещений, инструменты можно было изготовить самим, сырье, пряжа, было доступно и не дорого.

Вся жизнь крестьян была связана с природой. Народ жил среди природы и вместе с ней.

Часто благополучие крестьянской семьи зависело от капризов природы. Природа становилась темой народного творчества. Зная каждый куст, дерево, цветок, народные художники редко воспроизводили их реальные формы. Народные мастера зачастую извлекали из них самую суть и превращали растение в плоский отвлеченный узор, некий собирательный образ, весьма отдаленный от оригинала, но сохраняющий связь с живой природой.

Русские кружевницы не только бережно хранили технологические особенности европейского коклюшечного кружевоплетения, но и развивали их. Это открывало новые возможности в создании оригинальных кружевных узоров. К середине 19 века коклюшечное кружевоплетение в России сложилось в народный художественный промысел. Творения русских кружевниц своей оригинальностью и красотой начали теснить западные, стали популярны за рубежом, получили признание как « русское кружево».

Этому послужило трудолюбие тысяч русских кружевниц, которые бережно сохраняя систему приемов и форм коклюшечного кружева, созданных предыдущими поколениями, вносили свои приемы, свое видение мира и окружающей природы. Уже в 18 веке в России сформировались 17 обособленных центров коклюшечного кружевоплетения, где производилось кружево на продажу или для своих нужд. Большие расстояния, затрудненность сообщения, недостаточность информации о правильности выполнения тех или иных приемов плетения кружева, вынуждали мастериц придумывать новые способы плетения, которые развивали технологию коклюшечного кружева и сделали его самобытным, «русским».

Наиболее известными были: в Центральной России Михайловский и Скопинский (Рязанская губ.), Елецкий (Орловская губ.), Белёвский (Тульская губ.), калужский (Калужская губ.), Торжокский (Тверская губ.), на северо-востоке России – Вологодский (Вологодская губ.), в Поволжье- Балахнинский (Нижегородская губ.) и Кукарский (.Вятская губ.) центры коклюшечного кружевоплетения.

Начавшаяся во второй половине 19 века техническая революция, появление на рынке дешевых машинных кружев привела к упадку популярности ручного кружева из-за трудоемкости его производства и дороговизны. Это стало причиной сокращения производства коклюшечного кружева. Правительство России предприняло ряд мер для сохранения и возобновления деятельности кружевных промыслов. Открывались специальные курсы, школы-мастерские, организовывались выставки кружев в России, «русские кружева» вывозились на международные выставки (Вена-1873 год, Париж-1877 год), где были особо отмечены. В 1883 году под покровительством императрицы Марии Фёдоровны начала работать Мариинская практическая школа кружевниц, выпускницы которой открыли подобные школы в других губерниях. Эти меры принесли свои плоды, народный промысел не только не угас, но получил дальнейшее развитие. В начале 20 века в различных губерниях России насчитывалось более 100 тысяч кружевниц.

После Октябрьской революции 1917 года, в результате обеднения населения и экономической политики правительства, спрос на изделия художественных промыслов в стране резко снизился. Работа мастеров была разрешена только в рамках артелей, где открывались школы по подготовке мастериц ручного плетения кружев и бережно хранились и развивались выработанные временем русские национальные традиции коклюшечного кружевоплетения. Однако за рубежом спрос на кружево был высоким, поэтому артели кружевниц работали на экспорт, пополняя государственную казну валютой, это давало импульс для сохранения и дальнейшего развития промысла. С началом индустриализации в стране экспорт художественных изделий резко сократился, покупательная способность населения не возросла, что привело к новому понижению спроса и новым трудностям. Но кружевной промысел жил и развивался. Многие центры кружевоплетения перестали существовать, а иные развились, окрепли, создали свои учебные центры, сохранили свои традиции и самобытность. В настоящее время наиболее известными являются Вологодский, Елецкий, Кировский и Михайловский центры коклюшечного кружевоплетения.

© Уткина Н.С. 2010-2013

При перепечатке материалов сайта, ссылка обязательна

Персональный сайт на joomla! от css-time.com